Ан-140 разрабатывался на замену устаревающему самолету Ан-24. Разработка стартовала в 1993 году. Низкий уровень затрат на техническое обслуживание явился важным условием разработки. Ан-24 также может автономно эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах. Самолет предзназначен для пассажирских и грузопассажирских перевозок на расстояние до трех с половиной тысяч километров.
Первый полет лайнер совершил 17 сентября 1997 года. С 2001 года налажен серийный выпуск Ан-140.
Конструкционно Ан-140 является двухдвигательным высокопланом с оперением нормальной схемы и двумя турбовинтовыми двигателями, имеет трехстоечное шасси высокой проходимости с шинами низкого давления. Вспомогательная силовая установка АИО-ЗБ, расположенная в хвостовой части фюзеляжа, обеспечивает автономную эксплуатацию самолета на необорудованных аэродромах.